Детский психолог
Иногда случается так, что в жизни детей возникают разные трудности. Дети делают все возможное, чтобы их преодолеть. У кого-то это получается хорошо, а кому-то трудно справиться. Если близкие люди замечают такое, они могут обратиться к психологу. Впрочем, они могут продолжать не замечать и делать вид, что все нормально и само собой образуется. Однако по опыту, любые нарушения в поведении детей без посторонней помощи взрослого человека сами проходят редко, чаще они просто накапливаются как снежный ком или перерастают в другие формы неадекватного поведения.
Когда маленький ребенок приходит в этот мир, он живет своими ощущениями и чувствами. Он такой, какой он есть, ему нравится чувствовать свое тело, двигать ногами, руками, прикасаться к предметам. Каждый родившийся ребенок нуждается в безопасности, принятии и любви, в движении и новых впечатлениях. Это заложено в детях природой и принято называть потребностями. Всем своим существом ребенок ищет их удовлетворения. Однако со временем дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мир порой бывает двойственный и противоречивый и не всегда то, что хочется самому ребенку, нравится другим людям. Взрослые, зачастую под масками накопившихся проблем, словно заколдованные, видят в ребенке несбывшиеся мечты, тревоги или разочарования и начинают что-то делать в нем для себя, не замечая его настоящие потребности. А они так порой просты: ребенку важно чувствовать, что его любят и принимают, что ему безопасно и уютно в этом мире.
Когда настоящие чувства и потребности игнорируются взрослыми, ребенок научается защищаться от боли, одиночества, страха всеми возможными способами. Некоторые нападают первыми прежде, чем это сделают с ними – тогда родители часто обращаются с проблемой агрессивного поведения ребенка. Другие дети создают фантастические образы и миры и остаются там, где им безопаснее и уютнее - тогда родители обращаются с проблемой того, что их дети не разговаривают или говорят очень мало. Третьи часто болеют - и тогда родители включаются в бесконечную гонку по врачам, не понимая, что ребенку только этого и надо, ведь тем самым он получает то внимание, которого ему очень не хватает в семье. Кто-то становится необычно «вежливым» и хорошим, а кто-то агрессивным и раздражительным. Способы, которыми дети научаются защищаться от непереносимых чувств, многообразны до бесконечности.
А когда все же ребенку не удается получить то, что ему не хватает, он начинает жертвовать самым главным – самим собой, чувствами, готов отказываться от желаний ради маминой улыбки, ради спокойствия в доме, ради того, чтобы не слышать крик или вернуть папу. Так, он встает на путь потери себя, утрачивая внутреннюю силу Я. Ведь здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка – это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.
Многие родители могут проникнуться недоверием и сомнением к таким несколько абстрактным словам. Как же это поможет, могут спросить они, моей дочери или сыну лучше учиться, не воровать, спокойней спать по ночам и ездить одному в лифте, не падать при каждом посещении магазина на пол, демонстрируя силу и громкость своего голоса, да и просто хоть немного меньше болеть. Для этого детский психолог и является проводником от мира ребенка к миру взрослых, он пробует перевести неясные послания ребенка его родителям. Ребенок ничего не хочет делать, постоянно замкнут и подавлен? Что может скрываться за таким способом жить? Возможно боль от недостатка любви, буря самых разных невыраженных эмоций, огромное количество творческого потенциала, которому не нашлось применения… Используя разнообразные техники и средства я вместе с ребенком пробую узнавать и искать разные способы быть собой и получать то, что насущно важно.
Порой бывает, что не каждый родитель готов услышать то, о чем говорит ребенок. Не каждый, например, готов встретиться с правдой, которая может быть очень болезненной. Иногда хочется, чтобы ребенок изменился без изменения самих себя, чтобы психолог «пошурудил в коробочке», сказал волшебные слова и ребенок стал как прежде – перестал писаться в постель, начал хорошо учиться, не закатывал истерики и не воровал вещи. Но за правдой такого разного поведения может выясниться, что писается ребенок в постель, потому что днем мама или папа все время на него кричат, плохо учится, потому что это единственный способ подольше вечером за уроками посидеть рядом с мамой, а ворует, потому что… попробуйте пофантазировать сами.
Ребенок отражает, как в зеркале, то, что не всегда готовы признать взрослые в себе. Раз ребенок так научился жить, значит, так было кому-то удобно. И если родители действительно хотят, чтобы ребенок изменился, нужно самим быть готовым к изменениям.
Консультация детского психолога показана в следующих случаях:
- потеря ребенком контроля над собой;
- агрессивность;
- повышенная активность;
- нестабильное настроение;
- проблемы в общении со сверстниками или взрослыми;
- неуспеваемость в школе.
Консультация детского психолога способствует адекватному восприятию родителями проблемы, взгляду на нее со стороны ребенка, достижению взаимопонимания между ними, что позволяет значительно ускорить процесс диагностики и лечения.